Главное

Война на Дальнем Востоке: август 1945 года

 

9 августа 1945 года. Всего три месяца назад закончилась Великая Отечественная война, отгремел салют Победы, но на дальневосточных рубежах СССР не было времени на передышку. Решение Советского Союза о вступлении в войну с Японией изменило военно-стратегическую ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Война пришла на восточные рубежи и для дальневосточников, сделавших всё возможное и невозможное для разгрома фашистской Германии, и призыв «Всё для фронта, всё для Победы» стал военной мобилизационной повседневностью. Об этом мы беседуем с доктором исторических наук Галиной Анатольевной Ткачёвой, ведущим научным сотрудником Отдела истории Дальнего Востока России Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.

– Галина Анатольевна, как изменилась военно-стратегическая ситуация на Дальнем Востоке СССР в дни войны Советского Союза с милитаристской Японией?

– В годы Великой Отечественной войны военно-оборонные мероприятия на Дальнем Востоке СССР проводились исходя из стратегии активной обороны, которые предполагали не только отражение, но и разгром любых военных формирований в случае начала агрессивных действий со стороны милитаристской Японии. Опубликованные секретные стенограммы заседаний японского правительства свидетельствуют, что императорская ставка планировала продолжить военные действия, не считаясь с потерями. В сложившихся условиях СССР вступил в войну с Японией по просьбе союзников США и Великобритании, чтобы завершить кровопролитную Вторую мировую войну и обезопасить свои границы.

Фото из книги «Дальний Восток СССР: 1941–1945 гг.» (История Дальнего Востока России. Т. 3. Кн. 3).

В связи с началом военных действий с ноля часов 9 августа 1945 года на территории Дальнего Востока СССР вводилось военное положение: устанавливался особый порядок управления и судопроизводства, ограничивалось передвижение. На всех дорогах осуществлялись проверки документов военных и гражданских лиц независимо от звания и занимаемой должности, с особой тщательностью контролировалась санитарно-эпидемиологическая ситуация. Принимались меры по усилению охраны военных объектов, промышленных предприятий и транспортных коммуникаций, урожая колхозов и совхозов. Охраняли наиболее важные объекты и порядок на улицах Владивостока не менее 2,5 тысяч коммунистов и комсомольцев, 40 военных патрулей по три человека. Проверялись все чердаки, полуподвальные и подвальные помещения на наличие посторонних лиц.

С целью уменьшения видимости осуществлялась частичная окраска особо важных сооружений в тёмные цвета. Так на объектах Дальневосточной железной дороги было окрашено 203 здания, подготовлены к эксплуатации бомбо-, газоубежища. Во Владивостоке было выстроено 2303 убежища на 60,9 тысяч человек, в пригород эвакуировали 32–35 тысяч человек (16 тысяч детей), которых разместили в пионерских лагерях, детских садах и незначительную часть – в частном секторе.

Введение военного положения не вызвало у дальневосточников паники и растерянности. О призыве в ряды Красной армии и немедленной отправке на фронт поступило, по неполным сведениям, три тысячи заявлений от добровольцев Приморья, 800 – Приамурья. На многочисленных митингах и собраниях поддерживалось решение советского правительства об объявлении войны Японии. «…Мы ничего не забыли, помним все каверзные проделки японцев здесь, у нас на Дальнем Востоке. Настал час расплаты», «Будем достойными героических подвигов бойцов и командиров действующей Красной армии», – такие призывы звучали в трудовых коллективах.

В связи с невозможностью работы в ночное время из-за введения светомаскировки, рабочий день на дальневосточных предприятиях продолжался только в светлое время (с 6-ти до 18 часов), многие встали на стахановские вахты. На Уссурийском вагоноремонтном заводе рабочие выполняли нормы на 500%, директор и главный инженер встали к станкам. Железнодорожники восточных магистралей осуществляли воинские перевозки не только по дорогам Дальнего Востока, но и Маньчжурии, нередко под огнём противника. Так, бригада паровоза во главе с Михаилом Романюком из депо Ворошилов-Уссурийский передвигала бронепоезд, бригада машиниста Ружинского депо Еремеева под огнём противника прикрепила локомотив к составу и благополучно доставила поезд к месту назначения.

С первого дня боевых действий речники Амура помогали Амурской Краснознамённой флотилии в перебазировании войск. В десантных операциях в Корее, на Южном Сахалине и Курильских островах участвовало более 35 судов Дальневосточного пароходства, проявляя мужество и мастерство. В районе нефтебазы Владивостока 18 августа 1945 года экипаж танкера «Таганрог» сбил японский самолёт. Доставляя десантников в район боевых действий порта Расин и Сейсин, пароходы «Сучан», «Ногин» подорвались на минах, «Невастрой» был атакован авиацией противника, и только выдержка экипажей позволила выполнить поставленную задачу. За образцовое выполнение заданий и проявленные при этом доблесть и мужество 282 работника Дальневосточного пароходства были награждены орденами и медалями. Лётные подразделения Дальневосточного управления гражданского воздушного флота, участвуя в боевых операциях, совершили 439 вылетов, перевезли 1562 пассажира и 364,5 т оборонных грузов. Личный состав управления заслужил благодарность Военного совета Дальневосточного фронта, 26 человек удостоены орденов и медалей СССР.

– Как сельчане ответили на выпавшие им испытания?

– Август 1945-го – горячая пора уборки урожая. Но мужчины – на фронте, техника изношена. Колхозы и совхозы столкнулись с катастрофической нехваткой рук. Ответом стал массовый выход на поля горожан (20 тысяч только в Приморье) и создание свыше 500 комсомольско-молодёжных бригад, 145 молодёжных тракторных бригад, 128 молодёжных звеньев высокого урожая. Лозунги «Хлеб – оружие победы!» и «И колос, как штык, врага колет!», такие призывы звучали в трудовых коллективах.

– Галина Анатольевна, а как изменилась повседневная жизнь дальневосточников?

– Бескорыстная помощь, благотворительность, сострадание и милосердие воплотились в конкретные формы материальной помощи, обеспечивая единство армии и народа, фронта и тыла. Только жители Владивостока сдали 854 литров крови. В полном составе явились на станцию переливания крови члены первичной организации Красного Креста завода «Металлист» и судоверфи, донорами стали 148 комсомолок Дальзавода. В Партизанске был организован 51 санитарный пост, создан донорский пункт, где в списках желающих сдать свою кровь раненым бойцам значилось более 800 человек.

Внеплановый выпуск боеприпасов, вооружения, обмундирования, ремонт боевой техники на местных предприятиях, передача продовольствия, фуража действующей армии, разносторонняя помощь военным госпиталям, мобилизация тружеников Дальнего Востока на строительство оборонительных рубежей, дорог сыграли большую роль в бесперебойном обеспечении боевых действий РККА и Военно-морского флота.

– Как был встречен день Победы над Японией?

– Ратный подвиг воинов-дальневосточников был высоко оценён. Более 308 тысяч воинов наградили орденами и медалями СССР, 87 – присвоено звание Героя Советского Союза, шесть – получили вторую медаль «Золотая Звезда». За проявленный массовый героизм свыше 300 соединений, частей и кораблей были удостоены орденов Ленина, Красного Знамени, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова, Невского, Отечественной войны и Красной Звезды, 220 получили почётные наименования Хинганских, Амурских, Уссурийских, Харбинских, Мукденских, Порт-Артурских, Сахалинских, Курильских. Медалью «За победу над Японией» наградили всех участников советско-японской войны.

– В чём важность изучения событий Второй мировой войны?

– Дальний Восток в дни войны с милитаристской Японией выполнял важнейшие задачи, среди которых – оборонная (боевая готовность Дальневосточного фронта, Тихоокеанского флота и Краснознамённой Амурской флотилии), внешнеэкономическая и внешнеполитическая (взаимодействие СССР со странами антигитлеровской коалиции). Приоритетная реализация общегосударственных интересов, обращение к национально-патриотическим традициям и осознание необходимости отражения агрессии явились важнейшими факторами морально-психологической и социально-экономической устойчивости дальневосточников.

Историческая реальность сложнее, чем её отражение в историческом сознании, события Второй мировой войны будут изучать, открывая всё новые и новые страницы героической борьбы советского народа за свободу и независимость Отечества. Низкий поклон и светлая память поколению Победителей.

Материал подготовила Анастасия КУЛИКОВА

 

 

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН